Адаптация к детскому саду детей раннего возраста
Консультация для педагогов
Что испытывает малыш,
впервые пришедший в ясли?
Педагогам необходимо иметь представление
об адаптационных проблемах детей раннего возраста, о тех трудностях, с которыми
сталкивается ребёнок при смене жизненного стереотипа. Прежде всего, изменение
привычной обстановки, приход в новое помещение, присутствие сверстников может
вызвать у малыша стрессовое состояние: страх, крик, плач, выраженное
психомоторное возбуждение или заторможенность, пассивность. Маленькие дети,
особенно с нарушениями психического развития, не всегда легко и охотно вступают
в контакт с незнакомыми взрослыми. Поэтому педагогу желательно овладеть
специальными приемами установления контакта с проблемным ребенком, находящимся
в стрессовом состоянии.
Основной задачей первого адаптационного периода должно стать не
обучение малыша, а снятие стресса и обеспечение ребенку комфортного
эмоционального состояния. Для этого он должен чувствовать себя вне опасности и
максимально защищенным. Такую защиту может обеспечить мама или родной, близкий
человек, ее заменяющий.
Поэтому
в период адаптации ребенка (он может продолжаться у некоторых детей больше
месяца)целесообразно присутствие иногда мамы. В первые дни посещения группы
ребенку можно предложить приходить со своей мягкой игрушкой или другим любимым
предметом – это позволит в какой-то мере сохранить привычность окружающей его
обстановки и почувствовать себя более защищено.
Педагогический
подход к детям должен быть разным. Активные, любознательные малыши
могут самостоятельно преодолеть свои негативные эмоциональные состояния. Так, в
определенный момент, когда ребенок начинает чувствовать себя в безопасности и
проникается доверием к педагогу, он может самостоятельно успокоиться. С робким, тихим, застенчивыми детьми знакомство должно быть постепенным. Педагогу
следует запастись терпением и быть готовым затратить много времени на привыкание
малыша, пока у него не исчезнет страх и он не расположиться к взрослому.
Дружелюбное
соседство педагога, интересные, но не шумные и не резкие игровые действия,
отсутствие требования ответных реакций от ребенка, предоставление ему
свободного нерегламентированного поведения, помогают постепенно создать у
малыша чувство безопасности и доверия, и только затем у него может возникнуть
заинтересованность игрой. Завоевать доверие педагогу помогает так же ласка,
хотя малыш не всегда сразу допускает тактильный контакт. Однако
доброжелательность и внимание, проявление к таким детям своевременного и
чуткого реагирования на изменения эмоционального состояния и потребностей
малышей способствует установлению эмоционально-тактильного контакта со
взрослыми. Установление эмоционального контакта осложняется переживанием малыша
стрессового состояния. Так, например, детям с интеллектуальной недостаточностью
свойственны отсутствие интереса к окружающему ( в частности, к людям).
Как лучше прожить адаптационный момент
и научиться видеть и понимать
друг друга
Особого внимания заслуживает организация
первого адаптационного периода. Именно этот период является наиболее сложным
как для педагога, который должен завоевать расположение и доверие ребенка,
которому, может быть, впервые в жизни нужно освоиться в новых условиях,
привыкнуть к незнакомому взрослому и научиться взаимодействовать с ним.
Основной
и первостепенной задачей в адаптационный период является снятие стрессового
состояния у ребенка, а затем установление эмоционального контакта с ним.
В
период адаптации воспитатель-педагог не должен бояться избаловать малыша,
выполняя его «капризы». Наоборот, следует во всем стараться ориентироваться на
потребности и эмоциональное состояние ребенка. Воспитатель может носить ребенка
на руках, петь ласковые песенки, сопровождать свои действия улыбкой. Своим
поведением и отношением к малышу педагог снимает эмоциональное напряжение.
Педагогу важно помнить о значимости тактильного контакта и не пренебрегать им,
а использовать во время выполнения совместных действий (можно ласково
прикоснуться, погладить по головке, обнять ребенка, взять за ручки или плечики
или поднять к себе на руки).
Во что лучше поиграть с малышом,
чтобы он перестал бояться.
Можно
предложить следующие игры: - «Ладушки», «Беги ко мне», «Хоровод с игрушкой»,
«Догонялки» и др. В этих играх дети действуют по подражанию. Они выполняют
простые действия: то убегая от взрослого, то бегут к нему, показывают, где у
них ручки или ножки, играют в «ладушки», «козу»…
Взрослый ловит малыша, прижимает его к
себе, качает на коленях.
Желательно
использовать естественные жесты, живую мимику, улыбку, голосовые реакции.
Взрослым надо играть до тех пор, пока ребенок сам не проявит желание принять
участие в совместных действиях. Можно предложить игру «Иди ко мне»; педагог
естественными жестами и словами подзывает малыша к себе и, когда он подходит,
обнимает, прижимает к себе, улыбается и радуется общению с ребенком.
Другая
игра – педагог спрашивает – «А где наши речки?» - «Вот они», педагог показывает
их, похлопывает по ручкам вместе с ребенком. По этой же модели предлагаются
другие варианты игр. Затем в игру «принимаются» и игрушки: кукла, мишка, зайка.
Главным действующим лицом становится игрушка, которая «играет» вместе с
ребенком – догоняет его, показывает ручки.
Подобные
игры могут помочь в установлении эмоционально-тактичного контакта педагога с
малышом, через который создается положительное эмоциональное отношение к
игрушкам и действиям с ними.
Пробуждая эмоциональное отношение к
игрушкам, можно активизировать ориентировку у детей в предметном мире близком
их потребностям и жизненному опыту. Родителям тоже трудно, а как им можно помочь?
Педагогу
следует рассказать родителям, как им следует общаться со своим ребенком дома в
адаптационный период.
Комментарии
Отправить комментарий