Адаптация к детскому саду детей раннего возраста

                                                       Консультация для педагогов

Что испытывает малыш, впервые пришедший в ясли?

Педагогам необходимо иметь представление об адаптационных проблемах детей раннего возраста, о тех трудностях, с которыми сталкивается ребёнок при смене жизненного стереотипа. Прежде всего, изменение привычной обстановки, приход в новое помещение, присутствие сверстников может вызвать у малыша стрессовое состояние: страх, крик, плач, выраженное психомоторное возбуждение или заторможенность, пассивность. Маленькие дети, особенно с нарушениями психического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с незнакомыми взрослыми. Поэтому педагогу желательно овладеть специальными приемами установления контакта с проблемным ребенком, находящимся в стрессовом состоянии.

        Основной задачей первого адаптационного периода должно стать не  обучение малыша, а снятие стресса и обеспечение ребенку комфортного эмоционального состояния. Для этого он должен чувствовать себя вне опасности и максимально защищенным. Такую защиту может обеспечить мама или родной, близкий человек, ее заменяющий.

        Поэтому в период адаптации ребенка (он может продолжаться у некоторых детей больше месяца)целесообразно присутствие иногда мамы. В первые дни посещения группы ребенку можно предложить приходить со своей мягкой игрушкой или другим любимым предметом – это позволит в какой-то мере сохранить привычность окружающей его обстановки и почувствовать себя более защищено.

        Педагогический подход к детям должен быть разным. Активные, любознательные малыши могут самостоятельно преодолеть свои негативные эмоциональные состояния. Так, в определенный момент, когда ребенок начинает чувствовать себя в безопасности и проникается доверием к педагогу, он может самостоятельно успокоиться. С робким, тихим, застенчивыми детьми знакомство должно быть постепенным. Педагогу следует запастись терпением и быть готовым затратить много времени на привыкание малыша, пока у него не исчезнет страх и он не расположиться к взрослому.

        Дружелюбное соседство педагога, интересные, но не шумные и не резкие игровые действия, отсутствие требования ответных реакций от ребенка, предоставление ему свободного нерегламентированного поведения, помогают постепенно создать у малыша чувство безопасности и доверия, и только затем у него может возникнуть заинтересованность игрой. Завоевать доверие педагогу помогает так же ласка, хотя малыш не всегда сразу допускает тактильный контакт. Однако доброжелательность и внимание, проявление к таким детям своевременного и чуткого реагирования на изменения эмоционального состояния и потребностей малышей способствует установлению эмоционально-тактильного контакта со взрослыми. Установление эмоционального контакта осложняется переживанием малыша стрессового состояния. Так, например, детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны отсутствие интереса к окружающему ( в частности, к людям).

                   Как лучше прожить адаптационный момент

                   и научиться видеть и понимать друг друга

Особого внимания заслуживает организация первого адаптационного периода. Именно этот период является наиболее сложным как для педагога, который должен завоевать расположение и доверие ребенка, которому, может быть, впервые в жизни нужно освоиться в новых условиях, привыкнуть к незнакомому взрослому и научиться взаимодействовать с ним.

        Основной и первостепенной задачей в адаптационный период является снятие стрессового состояния у ребенка, а затем установление эмоционального контакта с ним.

        В период адаптации воспитатель-педагог не должен бояться избаловать малыша, выполняя его «капризы». Наоборот, следует во всем стараться ориентироваться на потребности и эмоциональное состояние ребенка. Воспитатель может носить ребенка на руках, петь ласковые песенки, сопровождать свои действия улыбкой. Своим поведением и отношением к малышу педагог снимает эмоциональное напряжение. Педагогу важно помнить о значимости тактильного контакта и не пренебрегать им, а использовать во время выполнения совместных действий (можно ласково прикоснуться, погладить по головке, обнять ребенка, взять за ручки или плечики или поднять к себе на руки).

                    Во что лучше поиграть с малышом,

                      чтобы он перестал бояться.

        Можно предложить следующие игры: - «Ладушки», «Беги ко мне», «Хоровод с игрушкой», «Догонялки» и др. В этих играх дети действуют по подражанию. Они выполняют простые действия: то убегая от взрослого, то бегут к нему, показывают, где у них ручки или ножки, играют в «ладушки», «козу»…

Взрослый ловит малыша, прижимает его к себе, качает на коленях.

        Желательно использовать естественные жесты, живую мимику, улыбку, голосовые реакции. Взрослым надо играть до тех пор, пока ребенок сам не проявит желание принять участие в совместных действиях. Можно предложить игру «Иди ко мне»; педагог естественными жестами и словами подзывает малыша к себе и, когда он подходит, обнимает, прижимает к себе, улыбается и радуется общению с ребенком.

        Другая игра – педагог спрашивает – «А где наши речки?» - «Вот они», педагог показывает их, похлопывает по ручкам вместе с ребенком. По этой же модели предлагаются другие варианты игр. Затем в игру «принимаются» и игрушки: кукла, мишка, зайка. Главным действующим лицом становится игрушка, которая «играет» вместе с ребенком – догоняет его, показывает ручки.

        Подобные игры могут помочь в установлении эмоционально-тактичного контакта педагога с малышом, через который создается положительное эмоциональное отношение к игрушкам и действиям с ними.

Пробуждая эмоциональное отношение к игрушкам, можно активизировать ориентировку у детей в предметном мире близком их потребностям и жизненному опыту. Родителям тоже трудно, а как им можно помочь?

        Педагогу следует рассказать родителям, как им следует общаться со своим ребенком дома в адаптационный период.

 https://www.blogger.com/blog/post/edit/1060278561644014053/5396325991120296084

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Индивидуальный подход к детям в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Игры и упражнения по развитию речи.

Консультация для педагогов "Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми"