Индивидуальный подход к детям в процессе организации сюжетно-ролевой игры
Консультация для педагогов
Индивидуальность ребёнка проявляется в самостоятельном развитии им замысла
игры, умения организовать игру, подобрать
нужные материалы для игры, выразительно выполнять ту или иную роль. Для индивидуального подхода к детям в процессе игры
надо выяснить их отношение, интерес.
Очень важен индивидуальный подход при
организации сюжетно – ролевых игр, так как они помогают выделять
в коллективе детей –организаторов.
Это развитые и активные дети, они могут выбрать интересный сюжет и развить его
в процессе игры. Это своего рода режиссёры игры. При правильном индивидуальном подходе такие воспитанники
становятся активом группы, на которых можно опереться в совместной работе.
Ещё сюжетные игры помогают педагогу вырабатывать у
детей умение координировать свои действия с действиями других, приучать
считаться с общественным мнением.
Осуществляя индивидуальный подход к детям в
игре, педагог должен развивать у них скромность,
доброжелательность, стремление принести пользу всем.
Очень важен индивидуальный подход к детям и
при распределении ролей в игре. Если ребёнку постоянно предоставлять главные
роли, то у него могут создаться предпосылки для развития зазнайства,
пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а
тех, кто ему подчиняется.
Безусловно, время от
времени желание ребёнка надо удовлетворять, но необходимо давать возможность и
другим детям пробовать себя в главной роли. Участие
ребёнка в игре надо использовать не только как момент развития, но и как
средство воспитания.
«Как Вы развиваете способность у детей по созданию игрового
сюжета»
Одна
из линий развития сюжетной игры дошкольников – игра-фантазирование. Старшие
дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно
предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее
специфические черты – необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы
дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно,
необходимо овладение более новым сложным способом построения игры – совместным
сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые
последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания,
и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников. Чтобы повысить уровень развития сюжетно-ролевой игры, я
выделила для себя три главных направления:
·
Обогащение детей
представлениями об окружающем мире
·
Формирование
игровых умений
·
Организация
взаимодействия детей в игре
Цели:
ü Обогащение содержания игры
ü Развитие игрового взаимодействия
ü Создание условий для сюжетно-ролевой игры
Задачи:
ü Обогащать содержание игры
ü Знакомить со структурой игры, её последовательностью
ü Побуждать детей к планированию игры
ü Помогать налаживать взаимодействие в игре: раскрывать
содержание связей и соотношения разыгрываемых ролей
ü Знакомить со способами распределения ролей, разрешение
конфликта
ü Стимулировать к созданию условий для сюжетно-ролевой
игры
ü Знакомить со способами создания игровой обстановки,
изготовление игрушек, атрибутов
Содержание:
ü Проигрывание эпизодов из реальной жизни,телепередач, художественных
произведений
ü Изменение содержания литературных произведений,
введение новых персонажей в литературные произведения
ü Режиссерские игры
ü Игры - фантазирование, рассказывание
Формы
работы:
ü Познавательные рассказы
ü Обсуждение новостей, телепередач, художественных
произведений
ü Беседы
ü Создание «Библиотеки для игр»
ü Самостоятельная исследовательская деятельность
ü Конструктивная деятельность по созданию атрибутов для
игр
Методы:
ü Придумывание детьми новых событий
ü Рассказ взрослого о том, как он играл в детстве
ü Оказание помощи в налаживании взаимодействия в игре
ü Скрытое управление игрой: взрослый включается в игры
детей на короткое время в качестве диспетчера или волшебницы с целью:
помочь детям понять субординацию ролей; подсказать дальнейшее развитие событий;
изменить положение ребенка среди сверстников
Средства:
ü Дифференциация игровых атрибутов и игрового
пространства для мальчиков и девочек
ü Различные аксессуары, функциональные игрушки.
ü Изготовление игрушек и атрибутов детьми в процессе
подготовки к игре
Показатели
развития игровой деятельности:
ü Создает сюжет совместной и индивидуальной игры,
используя и комбинируя знания, полученные из разных источников
ü Выполняет ролевые действия, изображающие социальные
функции и отношения людей
ü Техника игровых действий условна
ü Играет в воображаемом словесно-оформленном плане:
игровой диалог, игровой монолог
ü Участвует в распределении ролей и проговаривании
замысла до начала игры
ü Согласует игровые замыслы с партнерами
ü Сюжет держится на воображаемой ситуации
ü Наделяет игровым значением нейтральный объект, создает
игровое пространство из подсобных материалов, графических воображений, изменяет
его в соответствии с развитием сюжета.
Комментарии
Отправить комментарий