Индивидуальный подход к детям в процессе организации сюжетно-ролевой игры


Консультация для педагогов

Индивидуальность ребёнка проявляется в самостоятельном развитии им замысла игры, умения организовать игру, подобрать нужные материалы для игры, выразительно выполнять ту или иную роль. Для индивидуального подхода к детям в процессе игры надо выяснить их отношение, интерес.

Очень важен индивидуальный подход при организации сюжетно – ролевых игр, так как они помогают выделять в коллективе детей –организаторов. Это развитые и активные дети, они могут выбрать интересный сюжет и развить его в процессе игры. Это своего рода режиссёры игры. При правильном индивидуальном подходе такие воспитанники становятся активом группы, на которых можно опереться в совместной работе.

Ещё сюжетные игры помогают педагогу вырабатывать у детей умение координировать свои действия с действиями других, приучать считаться с общественным мнением.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, педагог должен развивать у них скромность, доброжелательность, стремление принести пользу всем.

Очень важен индивидуальный подход к детям и при распределении ролей в игре. Если ребёнку постоянно предоставлять главные роли, то у него могут создаться предпосылки для развития зазнайства, пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а тех, кто ему подчиняется.

Безусловно, время от времени желание ребёнка надо удовлетворять, но необходимо давать возможность и другим детям пробовать себя в главной роли. Участие ребёнка в игре надо использовать не только как момент развития, но и как средство воспитания.

«Как Вы развиваете способность у детей по созданию игрового сюжета»

     Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников – игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты – необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников.     Чтобы повысить уровень развития сюжетно-ролевой игры, я выделила для себя три главных направления:

·        Обогащение детей представлениями об окружающем мире

·        Формирование игровых умений

·        Организация взаимодействия детей в игре

Цели:

ü Обогащение содержания игры

ü Развитие игрового взаимодействия

ü Создание условий для сюжетно-ролевой игры

Задачи:

ü Обогащать содержание игры

ü Знакомить со структурой игры, её последовательностью

ü Побуждать детей к планированию игры

ü Помогать налаживать взаимодействие в игре: раскрывать содержание связей и соотношения разыгрываемых ролей

ü Знакомить со способами распределения ролей, разрешение конфликта

ü Стимулировать к созданию условий для сюжетно-ролевой игры

ü Знакомить со способами создания игровой обстановки, изготовление игрушек, атрибутов

Содержание:

ü Проигрывание эпизодов из реальной жизни,телепередач, художественных произведений

ü Изменение содержания литературных произведений, введение новых персонажей в литературные произведения

ü Режиссерские игры

ü Игры - фантазирование, рассказывание

Формы работы:

ü Познавательные рассказы

ü Обсуждение новостей, телепередач, художественных произведений

ü Беседы

ü Создание «Библиотеки для игр»

ü Самостоятельная исследовательская деятельность

ü Конструктивная деятельность по созданию атрибутов для игр

Методы:

ü Придумывание детьми новых событий

ü Рассказ взрослого о том, как он играл в детстве

ü Оказание помощи в налаживании взаимодействия в игре

ü Скрытое управление игрой: взрослый включается в игры детей на короткое время в качестве диспетчера или волшебницы с целью: помочь детям понять субординацию ролей; подсказать дальнейшее развитие событий; изменить положение ребенка среди сверстников

Средства:

ü Дифференциация игровых атрибутов и игрового пространства для мальчиков и девочек

ü Различные аксессуары, функциональные игрушки.

ü Изготовление игрушек и атрибутов детьми в процессе подготовки к игре

Показатели развития игровой деятельности:

ü Создает сюжет совместной и индивидуальной игры, используя и комбинируя знания, полученные из разных источников

ü Выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции и отношения людей

ü Техника игровых действий условна

ü Играет в воображаемом словесно-оформленном плане: игровой диалог, игровой монолог

ü Участвует в распределении ролей и проговаривании замысла до начала игры

ü Согласует игровые замыслы с партнерами

ü Сюжет держится на воображаемой ситуации

ü Наделяет игровым значением нейтральный объект, создает игровое пространство из подсобных материалов, графических воображений, изменяет его в соответствии с развитием сюжета.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Игры и упражнения по развитию речи.

Консультация для педагогов "Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми"