Адаптация детей в ясельной группе
https://www.blogger.com/blog/post/edit/1060278561644014053/1579297065777439535
Консультация для родителей
Детям любого возраста очень непросто
начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к
детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную,
сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня,
отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость
слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество
персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы
адаптироваться к этой новой жизни в детском саду.
Что такое адаптация? Адаптация - это
приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Дома ребенок привык
к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи,
взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду
большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу
придется приспосабливаться и привыкать. В процессе приспособления – адаптации –
поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего
меняются:
- эмоциональное состояние (ребенок много
плачет, раздражается);
- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и
реже, чем обычно);
- нарушается сон (ребенок не может
заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
- утрачиваются приобретенные навыки (малыш
может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может
затормозиться);
- в период адаптации дети нередко
заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок
сталкивается с новыми вирусами).
Но эти изменения являются естественной
реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Не
беспокойтесь: когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».
В новой обстановке малыш постоянно
находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не
прекращается ни на минуту особенно в первые дни.
1.Эмоции ребенка. В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка
сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за
компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются
проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки, боится новых
воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу.)
На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные,
свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Если ребенок
успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
2.Контакты со сверстниками и воспитателем. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом
друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы
несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не
взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно
судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе,
откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
3. Познавательная активность. Первое время познавательная активность бывает снижена или
даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. В процессе успешной
адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его
"вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет
задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
4. Навыки. Под влиянием новых внешних воздействий в
первые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время
"растерять" навыки самообслуживания. Не волнуйтесь! Успешность
адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает"
забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он
научился в саду.
5.Двигательная активность. Некоторые дети становятся "заторможенными", а
некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка.
Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной
активности дома, а затем и в садике.
6. Сон. Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то
готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают,
или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный
дневной и ночной сон. К моменту завершения
адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
7.Аппетит. В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано
с непривычной пищей, со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть.
Хорошим признаком считается восстановление аппетита.
8. Здоровье. Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается
сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц. Часто
случается так, что причина простуд не медицинская, а психологическая. Один из
известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в
болезнь. Организм начинает слабеть, с легкостью подпадает под любое
отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Обычно адаптация
проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 2-3 месяца.
9 .Чем могут помочь родители? Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает
помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно.
Комплекс мер состоит в том, чтобы создать
дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так
работает на полную мощность:
1. В присутствии ребенка всегда
отзывайтесь положительно о воспитателях и саде.
2. В выходные дни не меняйте режим дня
ребенка.
3. Постарайтесь, чтобы дома малыша
окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте
по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в
поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
4. Будьте терпимее к капризам. Они возникают
из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и
переключите на другую деятельность (игру).
5. Дайте в сад небольшую мягкую игрушку.
Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к
себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо
спокойнее.
Комментарии
Отправить комментарий