Консультация для педагогов по художественно – эстетическому
развитию дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования включает пять образовательных областей, одной из
которых является художественно – эстетическое развитие , которое «предполагает
развитие предпосылок ценностно смыслового воспитания и понимания детьми
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира
природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной
литературы , фольклора, стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно –
модельной, музыкальной и др.)».
Актуальность разработки и осуществление данной
программы определяются личности ребенка. Способность к творчеству –
отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с
природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда.
Цель: Через развитие максимально
возможной индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя
интегрированное построение творческого процесса, помочь ребенку стать
творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах
изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи: - развитие чувственно
– эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;
- формирование художественно – образного мышления средствами разных
видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;
-
развитие интеллектуально – творческого потенциала личности дошкольника;
-
формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства
действительности;
- развитие цветового зрения, художественно – образной памяти,
воображения и фантазии, творческой активности, художественных способностей.
Психологи и педагоги
пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном
детстве, - залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя, естественная
потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается
чрезвычайной искренностью и непосредственностью. Взрослые должны помочь ребенку
открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать
личностью. «Цвет творчества» -
название программы включает в себя два понятия, которые непосредственно
направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве
определяющей цели. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в
том, что она развивает эмоционально – нравственную и сенсорную культуру ребенка,
пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни искусстве. Цвет – одно из наиболее ярких
выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать
свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более
образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует
изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих
взаимоотношений с нею.
Творчество – создание новых
ценностей, «продолжение и замена детской игры». Для того чтобы ребенок мог
творить, сначала нужно его научить, как переносить на бумагу то, что возникло в
воображении. Если этого не сделать, замечательные детские фантазии , которые
возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая
вызовет у него разочарование и может даже оттолкнуть от занятий.
Основные принципы: 1. Принцип
поэтапности погружения в программу.
Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных
особенностей ребенка. Если приступить к освоению этапа, минуя предыдущие, то
работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать,
только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до
заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми
заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением
к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к
ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении
данной темы без каких – либо определенных и обязательных ограничений.
Модель совместной деятельности взрослого и
дошкольника.
Существенным отличием программы «Цвет и творчество» от других программ
по изобразительной деятельности для дошкольников является представление новой
модели задания, в основе которого – специально разработанные методы:
«Творческий замысел», основанный на принципах вариативности, представляющих
больше возможности для самостоятельного действия и творческого самовыражения:
«Ощущение цвета», основанный на развитии природного ассоциативно – образного
восприятия цвета.
Методы: 1. «Творческий замысел» -
метод, выходящий из рамки узкой задачи тематического задания; метод целостного
художественно – эстетического воспитания личности; метод «художественно –
творческой работы. Описание деятельности ребенка в разделе «Творческий замысел»
начинается со слов «представить…». Это ключевое слово.
Выделяют 3 существенные стороны творческого замысла:
- Наблюдательность, накопление материала, который может быть использован
в будущей творческой работе.
– Замысел вначале выступает просто как идея будущей работы, как некая
задача, которую ребенок поставил перед собой.
– Поиски решения задачи и нахождения образного выражения идеи делаются в
процессе творческой работы.
2. «Ощущение цвета» - важное свойства цвета – это использование его в
целях самовыражения. Дети любят знать правила, но они любят и делать глупости.
Дети, которым позволяют рисовать самостоятельно, дают самим выбирать цвета,
обладают большей уверенностью и способностью к самовыражению. Роль взрослого. Сам
педагог выступает в роли организатора, участника и художника творческого
процесса.
Роль «организатора», который
ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или
средства их разрешения, оценивает правильность действий.
«Роль «участника» -
партнера, включенного в деятельность с детьми, который изнутри этой
деятельности с детьми, который изнутри этой деятельности вводит свои
предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы
действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми
без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо – плохо» и т.п.
Роль «художника» ,
создающего развивающую среду, предметный мир ребенка, когда взрослый
непосредственно включен в детскую деятельность, но в то же время предоставляет
детям возможность действовать свободно и самостоятельно.
Каждая из представленных ролей имеет самостоятельное значение для
наиболее эффективного решения задач развития и воспитания ребенка, не
вытесняется другими и имеет свое место в педагогическом процессе. Мастерство
педагога связано с овладением каждой из указанных ролей.
Комментарии
Отправить комментарий