Цвет творчества

 Консультация для педагогов по художественно – эстетическому развитию дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает пять образовательных областей, одной из которых является художественно – эстетическое развитие , которое «предполагает развитие предпосылок ценностно смыслового воспитания и понимания детьми произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы , фольклора, стимулирование  сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)».                           

Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются личности ребенка. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда.                                                                  

Цель: Через развитие максимально возможной индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя интегрированное построение творческого процесса, помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности.                                                                  

Задачи: - развитие чувственно – эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;                                                                                   

- формирование художественно – образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;                                                                                                                               

 - развитие интеллектуально – творческого потенциала личности дошкольника;                                                                                                              

 - формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства действительности;                                                                                                        

- развитие цветового зрения, художественно – образной памяти, воображения и фантазии, творческой активности, художественных способностей.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве, - залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя, естественная потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью и непосредственностью. Взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. «Цвет творчества» - название программы включает в себя два понятия, которые непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве определяющей цели. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в том, что она развивает эмоционально – нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни искусстве.                                             
Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.                                                                                  
Творчество – создание новых ценностей, «продолжение и замена детской игры». Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как переносить на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, замечательные детские фантазии , которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у него разочарование и может даже оттолкнуть от занятий.                                                   
Основные принципы: 1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступить к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.                                                      
 2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.                                    
 3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.          
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких – либо определенных и обязательных ограничений.                                                                                                              
Модель совместной деятельности взрослого и дошкольника.                                Существенным отличием программы «Цвет и творчество» от других программ по изобразительной деятельности для дошкольников является представление новой модели задания, в основе которого – специально разработанные методы: «Творческий замысел», основанный на принципах вариативности, представляющих больше возможности для самостоятельного действия и творческого самовыражения: «Ощущение цвета», основанный на развитии природного ассоциативно – образного восприятия цвета.                     
Методы: 1. «Творческий замысел» - метод, выходящий из рамки узкой задачи тематического задания; метод целостного художественно – эстетического воспитания личности; метод «художественно – творческой работы. Описание деятельности ребенка в разделе «Творческий замысел» начинается со слов «представить…». Это ключевое слово.                                                 
Выделяют 3 существенные стороны творческого замысла:                                             
- Наблюдательность, накопление материала, который может быть использован в будущей творческой работе.                                                                              
– Замысел вначале выступает просто как идея будущей работы, как некая задача, которую ребенок поставил перед собой.                                                                 
– Поиски решения задачи и нахождения образного выражения идеи делаются в процессе творческой работы.                                                                                                    
2. «Ощущение цвета» - важное свойства цвета – это использование его в целях самовыражения. Дети любят знать правила, но они любят и делать глупости. Дети, которым позволяют рисовать самостоятельно, дают самим выбирать цвета, обладают большей уверенностью и способностью к самовыражению.                                                                                                                 Роль взрослого. Сам педагог выступает в роли организатора, участника и художника творческого процесса.                                                                                   
Роль «организатора», который ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий.                                                                                                 «Роль «участника» - партнера, включенного в деятельность с детьми, который изнутри этой деятельности с детьми, который изнутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо – плохо» и т.п.                                                       
Роль «художника» , создающего развивающую среду, предметный мир ребенка, когда взрослый непосредственно включен в детскую деятельность, но в то же время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.                                                                                                                        Каждая из представленных ролей имеет самостоятельное значение для наиболее эффективного решения задач развития и воспитания ребенка, не вытесняется другими и имеет свое место в педагогическом процессе. Мастерство педагога связано с овладением каждой из указанных ролей.         

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Индивидуальный подход к детям в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Игры и упражнения по развитию речи.

Консультация для педагогов "Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми"