Игры и игровые упражнения по развитию речи
Консультация для педагогов
Актуальность
исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в
становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством
человеческого обучения, познания действительности, язык служит основным каналом
приобщения к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием
воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает
основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начало обучения родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основные задачи развития речи:
- Расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря.
- Формирование звуковой культуры речи.
- Формирование грамматического строя речи.
По количеству
преобладают игры для старших дошкольников, т. к. в младших группах
дидактические игры по развитию речи чаще всего проводятся не с настольным
игровым материалом (картинки, карточки), а с игрушками и предметами. Поэтому
предлагаемые игры для малышей следует проводить после игр с игрушками, имеющих сходные
учебные задачи. Например, игру «Новоселье у матрешек» следует проводить после
похожих игр, в которых дети упражнялись в расположении предметов в пространстве
и научились понимать значение пространственных предлогов и наречий.
По строению и игровым
действиям игры тоже соответствуют возрастным особенностям детей. Игры для
малышей почти все носят сюжетный характер: (Кто как двигается?», «У кого
сколько?» и др.). В каждой игре есть действующие лица – знакомые детям
персонажи. В старших группах многие игры построены как игровые задания, при
выполнении которых основное внимание уделяется осознанности решения детьми
игровых задач.
В сборнике есть игры
с одинаковыми названиями, которые
рекомендованы для детей раннего возраста. Эти игры имеют одинаковую
учебную задачу, и в них используется один и тот же игровой материал (в большей
степени) для малышей и старших дошкольников: («Где находится твой дом?», «Один и много», «Кто больше, а кто меньше?»).
Для каждой группы от младшей до подготовительной вводятся усложнения:
увеличивается количество игровых заданий и игрового материала, предлагаются
разные варианты игры. Воспитатель в зависимости от возможностей детей своей
группы может усложнять или облегчить игру, использовать варианты для смежной
возрастной группы.
Предложенные игры
могут быть использованы в работе с детьми с различными нарушениями в развитии.
В этом случае необходимо ориентироваться не столько на указание возрастной
группы, сколько на содержание самой игры, на учебную задачу и её доступность
для детей.
Для старших
дошкольников предусмотрены игры подгруппами в которых дети объединяются для
выполнения общего игрового задания и достичь успеха в которых можно только
сообща («Составь пары из картинок», «Составь пирамиду», «Составь букет из
цветов и наполни корзину плодами» и др.).
Воспитатель, подводя итог игры, оценивает её результат – как общие
усилия пары или подгруппы детей. В игровых заданиях, а также в ходе игр
предусмотрены такие методические приемы, которые направлены на организацию
взаимоотношений детей в совместных действиях.
Игровые задания и
действия для детей подобраны такие, которые предусматривают возможность для
каждого ребенка неоднократного речевого участия. Ребенок отвечает на вопросы
воспитателя, участвует в диалоге со сверстниками, оценивает свой результат или
результат партнера по игре, объясняет свои игровые действия.
Основным игровым
материалом являются предметные картинки. Для некоторых игр картинки
объединяются в наборы в зависимости от цели игры. Картинки используются из
разрезанных азбук, старых букварей, лото, журналов и наклеиваются на одинаковые
картонные квадратики, размер которых подходят для разных игр. Облегчают изготовление
игрового материала силуэтные изображения, вырезанные многократно по шаблонам.
Карточки для размещения предметных картинок просты в изготовлении. Они
расчерчиваются на клетки фломастерами или маркерами.
Игры по развитию речи смотрите по ссылке
Комментарии
Отправить комментарий