Игры и игровые упражнения по развитию речи

 

Консультация для педагогов

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого обучения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начало обучения родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основные задачи развития речи: 

  • Расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря.
  • Формирование звуковой культуры речи.    
  • Формирование грамматического строя речи.    

По количеству преобладают игры для старших дошкольников, т. к. в младших группах дидактические игры по развитию речи чаще всего проводятся не с настольным игровым материалом (картинки, карточки), а с игрушками и предметами. Поэтому предлагаемые игры для малышей следует проводить после игр с игрушками, имеющих сходные учебные задачи. Например, игру «Новоселье у матрешек» следует проводить после похожих игр, в которых дети упражнялись в расположении предметов в пространстве и научились понимать значение пространственных предлогов и наречий.              

По строению и игровым действиям игры тоже соответствуют возрастным особенностям детей. Игры для малышей почти все носят сюжетный характер: (Кто как двигается?», «У кого сколько?» и др.). В каждой игре есть действующие лица – знакомые детям персонажи. В старших группах многие игры построены как игровые задания, при выполнении которых основное внимание уделяется осознанности решения детьми игровых задач.

В сборнике есть игры с одинаковыми названиями, которые  рекомендованы для детей раннего возраста. Эти игры имеют одинаковую учебную задачу, и в них используется один и тот же игровой материал (в большей степени) для малышей и старших дошкольников: («Где находится твой дом?»,  «Один и много», «Кто больше, а кто меньше?»). Для каждой группы от младшей до подготовительной вводятся усложнения: увеличивается количество игровых заданий и игрового материала, предлагаются разные варианты игры. Воспитатель в зависимости от возможностей детей своей группы может усложнять или облегчить игру, использовать варианты для смежной возрастной группы.

Предложенные игры могут быть использованы в работе с детьми с различными нарушениями в развитии. В этом случае необходимо ориентироваться не столько на указание возрастной группы, сколько на содержание самой игры, на учебную задачу и её доступность для детей.

Для старших дошкольников предусмотрены игры подгруппами в которых дети объединяются для выполнения общего игрового задания и достичь успеха в которых можно только сообща («Составь пары из картинок», «Составь пирамиду», «Составь букет из цветов и наполни корзину плодами» и др.).  Воспитатель, подводя итог игры, оценивает её результат – как общие усилия пары или подгруппы детей. В игровых заданиях, а также в ходе игр предусмотрены такие методические приемы, которые направлены на организацию взаимоотношений детей в совместных действиях.

Игровые задания и действия для детей подобраны такие, которые предусматривают возможность для каждого ребенка неоднократного речевого участия. Ребенок отвечает на вопросы воспитателя, участвует в диалоге со сверстниками, оценивает свой результат или результат партнера по игре, объясняет свои игровые действия.

Основным игровым материалом являются предметные картинки. Для некоторых игр картинки объединяются в наборы в зависимости от цели игры. Картинки используются из разрезанных азбук, старых букварей, лото, журналов и наклеиваются на одинаковые картонные квадратики, размер которых подходят для разных игр. Облегчают изготовление игрового материала силуэтные изображения, вырезанные многократно по шаблонам. Карточки для размещения предметных картинок просты в изготовлении. Они расчерчиваются на клетки фломастерами или маркерами.

Игры по развитию речи смотрите по ссылке 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Индивидуальный подход к детям в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Игры и упражнения по развитию речи.

Консультация для педагогов "Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми"