Театрализованная деятельность , как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста
В настоящее время, в эпоху развития математической науки и компьютеризации, всё большее значение приобретает проблема обучения детей математике. Она становится необходимой огромному числу людей разных профессий.
И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка, в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Используемые
сейчас методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности,
заложенные в математике. Это возможно разрешить путём внедрения новых, более
эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из
таких форм является обучение детей в процессе театрализованных игр-занятий.
Период
дошкольного детства, по признанию специалистов всего мира, является возрастом
наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка,
первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых
человеку в течение всей последующей жизни.
Ведущим видом
деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованная деятельность
одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее
полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Духовная жизнь
ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии. Но театрально - игровая деятельность является не только
ярким эмоциональным средством, воздействующим на воображение ребёнка словом,
действием, музыкой и изобразительным искусством, но и в то же время она может
быть и средством математического развития. Кукольный театр доставляет детям
большое удовольствие, приносит много радости, но восприятие кукольного
спектакля является в то же время сложным психическим процессом, который
формирует и умственные способности детей.
Развитие
элементарных математических представлений у дошкольников – это особая область
познания, в которой при условии последовательного обучения можно
целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать
интеллектуальный уровень.
Человек развивается в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность.
Театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией- сюжетом игры.
Артёмова Л.В.
классифицирует театрализованные игры в зависимости от художественного
оформления на игры-драматизации, игры с настольным театром, фланелеграфе,
теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками и др.
Разнообразие
тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность
использовать их в целях всестороннего развития личности. Умело
поставленные вопросы при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать
довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует
совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию
речи.
Математическое
содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от
которых зависит его дальнейшее развёртывание. Например, чтобы войти в волшебную
дверь, необходимо отыскать дверь с таким же сечением, как и отверстие замка;
чтобы найти необходимый по счету предмет, нужно отмерить необходимое количество
шагов или мерок в ту или иную сторону; чтобы добраться до замка Кощея
Бессмертного, необходимо правильно прочесть письмо, в котором представлен план
пути, и т.д.
С помощью
сказки можно организовать детское экспериментирование, требующее от детей
действенного обследования. Например, нужно догадаться, почему узкая машинка со
зверюшками - путешественниками не может проехать в широкие, но низкие ворота. В
процессе экспериментирования дети обнаруживают и выделяют как особую
размерность понятие высоты.
Особое
внимание, хотелось бы уделить пальчиковому театру. В.А.Сухомлинский писал: «Ум
ребёнка находится на кончиках пальцев». Развитие речи тесно связано с развитием
мелкой моторики пальцев рук. Это известно не только из опыта и знаний многих
поколений, но и из исследований физиологов, которые доказали, что двигательные
импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых зон» и положительно действуют
на всю кору головного мозга. Поэтому пальчиковый театр – это прекрасный способ
развития у детей внимания, воображения, речи и мышления, что так необходимо для
занятий по формированию элементарных математических представлений. Во время
проведения занятия, когда дети начинают уставать, использование пальчиковых игр
вносит разнообразие и повышает интерес к нему.
Существуют игрушки, которые «оживают» в руках. Они умеют хлопать в ладоши, поворачивать голову, выполнять различные действия. В этом большее преимущество имеют куклы би-ба-бо. Дети общаются с ними как с живыми персонажами. Даже самый маленький робкий ребёнок, заговорит с куклой. Он расскажет ей всё самое сокровенное и она может стать ему другом. Такая кукла оказывает большую помощь воспитателю в работе с детьми. Например, медведь из сказки «Маша и медведь» просит детей решить задачу; дети придумывают задачи для медведя. Стоит отметить, что в такую работу включаются даже дети, которые раньше не составляли задач. Такую работу можно осуществлять и по другим сказкам.
По формированию временных представлений помогают в работе стихи. Например, «Машенька» А.Барто, «Пастушок» Г.Демченко, «Зазвонил будильник» Г.Ладонщикова, «Все спят» С.Капустяна. Они помогут закрепить знания детей о последовательности частей суток. Цикл стихотворений С.Маршака, посвященный временам года – «Круглый год» помогает познакомить детей с названиями месяцев.
В процессе
обучения, воспитатель может перевоплотиться в персонаж, который помогает лучше
усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма способствует
раскрепощению ребёнка. Например, Незнайка. Этот известный всем детям герой
сказки всегда ошибается, а перед ребятами ставится задача – объяснить и научить
его. В процессе такой работы, дети учатся рассуждать, закрепляют ранее
полученные знания.
Для
закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке целесообразно
использовать считалки. Их заучивание помогает не только развивать память, но и
способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в
повседневной жизни сформированные навыки.
С помощью
фольклорных сказок, дети легче устанавливают временные отношения, учатся
порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение
предметов, помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева,
впереди, сзади); воспитывают любознательность, развивают память,
инициативность; учат импровизации («Три медведя», «Репка», «Колобок» и т.д.).
Сказка на всём протяжении обучения должна оставаться для ребёнка художественным
произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо
дидактическое средство. Такой ошибки удаётся избежать, если воспитатель выступает
на занятии не как педагог- дидакт, а как сказитель, актёр и режиссёр сказочного
действования, активными участниками которого прежде всего являются дети.
В работе по
формированию элементарных математических представлений широко используются
игры-инсценировки. Они проводятся со специальной подготовкой в форме
развлечения. Детям необходимо заранее разучить текст, подготовить маски или
костюмы. Подготовка к театрализованной деятельности очень нравится детям. Театр
– это ожидание чего- то интересного, весёлого, нового, а театр, изготовленный
своими руками – это чудо. Например, для инсценировки стихотворения МустаяКарима
«Кто как считает», дети разучивали стихотворение по ролям, изготавливали маски
животных и насекомых.
Ещё одна форма
работы по развитию математических способностей – это игры-соревнования. Дети
делятся на две команды, каждой из которых задаются вопросы по сказке. Причем у
каждой команды своя сказка. Такие игры проходят очень эмоционально и решают ряд
задач математического характера, а также показывают знание детьми содержания
сказок.
Нельзя не отметить,
что большую роль в этом направлении работы, играет правильно организованная
развивающая среда. Необходимо внести элементы театрализации в математический
уголок. Это могут быть и атрибуты к сказкам, различные игры математического
характера. Используя их в самостоятельно придуманных сказках, дети закрепляют
представления о количестве предметов, сохранении числа, составе числа,
упражняются в умении считать и добавлять определённое количество предметов,
фигур для получения количества, обозначаемого цифрой, развивают логическое
мышление, практикуются в определении свойств геометрических фигур (размер,
цвет, форма). Играя с атрибутами пальчикового театра «Цифры-малышки», дети
закрепляют представления о числовом ряде. В этом им помогут игровые задания
«Расставь правильно», «Какие цифры поменялись местами?», «Что больше, что
меньше?» и другие.
Широко
используется в работе пособие Лопатиной, Скребцовой «Сказочная математика». Оно
содержит в себе весёлые стихи, сказки, игры и творческие задания, которые обогащают
приёмы театрализованной игры. Сказки закрепляют у детей представления о
предметах разных форм, учат сопереживать героям, помогать им, развивают речь,
эмоциональную сферу.
Таким образом,
использование приёмов театрализованной игры в формировании элементарных
математических представлений у дошкольников, создаёт условия не только для
приобретения новых знаний, умений и навыков в этой области, но и способствует
развитию детского творчества, индивидуальных особенностей детей, развитию
связной речи и коммуникативных навыков.
Что касается
содержания обучения дошкольников элементам математики, наши дети далеко
опередили традиционные программы детского сада. Уже в шесть лет все дети
владеют счётом до двадцати, осваивают счёт десятками, сложение и вычитание в
пределах десятка, в подготовительной группе дети считают до ста, многие
ориентируются по часам во времени и т.д.
Использование в работе театрализованных игр, показало хороший результат. Это выражено в высоком уровне развития познавательной математики и творческих способностей детей. Такой подход существенно меняет методы и приёмы обучения в математическом воспитании и обучении, является новым и актуальным.
Дошкольник познаёт мир, на примерах взрослых и сказочных персонажей, т.е. через сказку. Помогая герою, ребёнок становится настойчивым, трудолюбивым, жаждущим знаний. Я убедилась на собственном опыте, что любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомниться надолго. Регулярное использование системы специально подобранных народных и авторских произведений, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет им уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и использовать математические знания в повседневной жизни.
Список литературы:
1.
Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. –
М., 1991
2.
Блехер Ф.Н. Счёт и число в детском саду// Дошкольное
воспитание. – 1988. - №2
3.
Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном
образовании// Вопросы психологии. – 2005. - №2
4.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по
развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989
5.
Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи
в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных
математических представлений в детском саду. – Л., 1990
6.
Менджерицкая Д.Б. Творческая игра в педагогическом
процессе детского сада. – М., 1983
7.
Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников. – М.,
1989
Комментарии
Отправить комментарий