Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"
Основными
задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни)
является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически
правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой,
подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и
сонорных). Рассмотрим каждую задачу.
Обогащение
словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес,
зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок,
наблюдения в природе и за трудом взрослых.
Дети двухлетнего
возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в
речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).
Под
формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в
предложении, изменение слов по падежам, числам, временам.
Ребенок может
неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять
окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много
карандашов).
Эти явления
должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание
слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.
Что качается
развития связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора – двум
годам. Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:
- учить детей
составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по
образцу);
- учить
составлять простые предложения по картинке;
- учить
пересказывать знакомые сказки, рассказы;
- заучивать с
детьми простые стихотворения;
- вести диалог –
беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на
них.
В ходе
ознакомления с художественной литературой родителям необходимо читать как можно
больше русских народных сказок, сказок советских и современных писателей,
обязательно после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них
ответит.
Параллельно с
остальными задачами по общему развитию речи решаются задачи по формированию правильного
произношения гласных и согласных звуков (кроме
[с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р] – эти звуки появляются между тремя, шестью
и семью годами).
В возрасте до
двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции
звуков – гласных [а],[о],[э] и согласных [п],[б],[м]. В возрасте от двух до
трех лет появляются гласные [и],[ы],[у] и согласные
[ф],[в],[т],[д],[н],[к],[г],[х],[й].
Все остальные
звуки являются в артикуляционном плане более сложными и заменяются на все
вышеперечисленные – более простые.
Звуки [р] и [л]
появляются в возрасте от пяти до семи лет.
Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия.
Развитию речи в ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать пуговицы, молнии, складывать паззлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.
Комментарии
Отправить комментарий